Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Земляничненская средняя школа"

297651 Республика Крым, Белогорский район, с.Земляничное, ул.40 лет Победы-1

Телефон

8 (06559)94140

Эл. почта mbou.zemlyanichnoye@mail.ru

МБОУ "Земляничненская СШ"

Адрес: 297651 Республика Крым, Белогорский район, с.Земляничное, ул.40 лет Победы, дом 1
Телефон: (06559)94140
Эл. почта: mbou.zemlyanichnoye@mail.ru

"Моя малая родина: природа, культура, этнос"

29 сентября 2017 г.

ПРОЭКТ

 Положение

районного этапа Всероссийского конкурса

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

1. Общие положения

1.1     Цель проведения Конкурса – воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам всех этносов, населяющих территорию России, а также формирование экологической культуры подрастающего поколения.

 1.2.      Задачи Конкурса:

  • привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;
  •  развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие духовной привязанности к ней;
  •  выявление и поддержка творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;
  • распространение этического отношения к природе, основанного на общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностях;
  • развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;
  • содействие социальной адаптации и самоопределению детей и подростков путем их привлечения к деятельности по тематике Конкурса.

2. Участники Конкурса

2.1.      В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных организаций в возрасте с 12 до 18 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.

2.2.      Допускается  только индивидуальное  участие.

3. Содержание, сроки и порядок проведения Конкурса

3.1.      Конкурс проводится по следующим номинациям:

Для обучающихся в возрасте  14-18 лет (на период проведения конкурса):

  • Гуманитарно-экологические исследования (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование);
  • Традиционная культура (рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления, а также работы по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением);
  • Публицистика в защиту природы и культуры (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды).
  • Эколого-краеведческие путеводители (рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины).

Для обучающихся в возрасте  12-13 лет ( на период проведения конкурса):

  • Живой символ малой родины (рассматриваются живописные и другие художественные работы (рисунки и др.), в которых авторы представляют «живой символ малой Родины» и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать, именно его предпочтение – в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.);

3.2.      В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:

  • история природопользования и охраны природы;
  • традиционное природопользование и окружающая среда;
  • природные промыслы, изделия из природных материалов;
  • природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, символике, орнаменте;
  • природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);
  • сакральные природные объекты;
  • травы и иные природные средства в народной медицине;
  • экологические аспекты образования поселений;
  • природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;
  •  отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.

Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.

3.3.      Конкурс проводится в три этапа:

I – районный этап (заочный) – 17.10. 2017;

II – федеральный (заочный) этап – январь-март 2017;

III – финальный (очный) этап – апрель 2017.

3.4.      Формы представления конкурсных работ:

  • учебно-исследовательская работа – в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;
  • путеводитель или описание маршрута, тропы – в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;
  • публицистическое произведение (статья, эссе, очерк и т.п.) – в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;
  • фотографии предметов материальной культуры (с аннотациями), видеозаписи исполнения народных произведений (с аннотациями) – в номинации «Традиционная культура»;
  • художественная работа (рисунок и др.) и сочинение – в номинации «Живой символ малой родины».

3.5.      Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (приложение 1).

3.6.      На Конкурс не допускаются работы:

  •  не соответствующие тематике Конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия);
  • не соответствующие требованиям оформления конкурсных работ;
  •  занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях всероссийского или республиканского уровня, проводимых в предыдущем и текущем годах;
  • нарушающие нормы толерантности и уважения к другим этносам, религиям и культурам.
  • авторов, возраст которых не соответствует категории, к которой отнесена номинация;
  • имеющие признаки плагиата.

3.7.      Оценка конкурсных работ проводится в соответствии с критериями (приложение 2). Конкурсным преимуществом пользуются междисциплинарные работы, рассматривающие культурное и природное наследие во взаимосвязи.

3.8.      Работы, присланные на Конкурс, обратно не возвращаются. Поступление работ на Конкурс расценивается как согласие автора на их возможную полную или частичную публикацию с соблюдением авторских прав.

3.9.      Работы вместе с аннотациями и анкетой-заявкой (приложение 3) направляются в  МБОУ ДО « ЦДЮТ» до 10октября 2017года.

4. Награждение победителей Конкурса

5.1.      Победители и призёры районного этапа Конкурса определяются по всем направлениям отдельно. Первое место может быть присуждено только одно по каждой номинации.

5.2.      Материалы победителей районного этапа Конкурса (1 место) направляются для участия в республиканском этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (г. Симферополь).

Приложение 1   к Положению

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНЫХ РАБОТ

1. Общие требования к конкурсным работам

На каждую конкурсную работу необходимо заполнить анкету-заявку (прилагается).

Все текстовые материалы должны быть представлены на русском языке (при необходимости с использовании латинских названий видов животных растений).  В приложениях возможно представление скан-копий  разборчиво написанного рукописного текста.

Картографический материал должен иметь   условные обозначения  и масштаб.

Объем работы в номинациях  «Гуманитарно-экологические исследования», «Традиционная культура»,и «Эколого-краеведческие путеводители»не ограничен, в прочих материалах -см.ниже.

Принимаются работы,  набранные на компьютере. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены (степлером, в скоросшивателе и т.п.), страницы пронумерованы. Формат текстового материала – не более А4.

Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются:  название  образовательной организации, при которой выполнена работа, регион (субъект РФ) населенный пункт, название детского объединения; тема работы; фамилия,  имя, отчество  автора(-ов), класс; Ф.И.О. (полностью) и должность руководителя работы(полностью) и консультанта (если имеются);    год выполнения.

2. Требования к учебно-исследовательской работе

2.1. Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:

-            титульный лист и содержание с указанием глав и страниц;

-            введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;

-            обзор литературы по теме исследования;

-            методика исследования – описание и обоснование методов сбора и обработки материала;

-            основная часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;

-            заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;

-            список использованных источников и литературы.

2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративный материал может быть дан в основном тексте или в приложении.

2.3. При использовании литературы источники указываются в конце работы, а в тексте приводятся ссылки.

2.4. Картографические материалы должны иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстративный материал) быть разборчивыми.

3. Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту

3.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.

3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным и содержать обозначение маршрута.

Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.

3.3. В тексте могут раскрываться следующие вопросы:

-             история поселения(-й): возникновение, археология, топонимика, развитие;

-             природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительность и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);

-             сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);

-             население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди);

-             основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство);

-             традиции населения (фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.);

-             современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др. проблемы края, пути их решения).

     Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической (от природы, к культуре  и современности), хронологической, географической ( в порядке движения по маршруту) или иной.

 Подбор фактов, последовательность и форма их изложения – на усмотрение автора. В начале или в конце путеводителя приводятся сведения апробации и использовании.

При использовании  сведений из литературы и других источников, ссылки на эти сведения обязательны.

4. Требования к публицистическому произведению

4.1. Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем не должен превышать 40 000 знаков (примерно 22 стандартные машинописные  страниц). Видеосюжеты  по продолжительности должны быть не более 7 минут.

4.2. К работе прилагается сопроводительный текст (объем – не более 2 стр.), содержащий сведения об авторе, помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные, а также отклики на публикацию (если были).

5. Требования к работам номинации  «Традиционная культура»

5.1. Проект должен состоять из следующих разделов:

введение, где раскрывается его актуальность, цель и задачи:

описание хода изучения темы проекта (по литературным и интернет-источникам, бесед с носителями традиции, экспертами и др.); история вопроса (соответствует теме проекта); описание особенностей традиции  (национального костюма, предмета быта, рукоделия, песни, танца, обряда, игры и др.), а также технологий в данном конкретном регионе (городе, селе и др.);

5.2. Этапы работы над проектом;

практические результаты, где необходимо обосновать практическую значимость проекта, возможности использования его результатов. Это может быть видеозапись  проведения какого-либо праздника, обряда, игр; фотографии или рисунок изготовленного предмета и другое.

Натуральные экспонаты не принимаются.

 6. Требования к работкам номинации «Живой символ малой родины»

6.1. Под «живым символом» понимается объект живой природы (определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области, края, республики.

Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно в качестве символа выбираются птицы или звери.

Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).

Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».

Помимо представления живописной работы, авторы также должны приложить письменное обоснование выбора «живого символа», в котором требуется аргументировать именно его предпочтение (в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.).

Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и обосновать по одному животному и растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.

6.2. Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона, населённого пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.

От каждого участника или коллектива ожидается не более чем по два рисунка (художественной работы) и два обоснования-сочинения (животное-символ и растение-символ соответственно).

6.3. На конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм.).  Скручивать работы нельзя.

На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе: Ф.И.О., место проживания автора, почтовый адрес, возраст, номер школы и класса, название работы.

К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объем которого должен быть не менее одной и не более трёх страниц формата А4 (стандартный шрифт 12-14 размера через 1,5 интервала). Текст может быть набран на компьютере  либо разборчиво написан от руки. В нем также нужно повторить информацию об авторе (Ф.И.О. и указать место проживания автора(-ов), возраст, номер школы и класса, название работы).

6.4. Работы участникам Конкурса не возвращаются.

Приложения 2

Критерии оценки конкурсных работ

1. Критерии оценки учебно-исследовательской работы

  • постановка цели и задач, актуальность темы;
  • применение комплексного, междисциплинарного подхода;
  • теоретическая проработанность темы, использование литературы;
  • обоснованность выбора методики; полнота представленного материала;
  • глубина проработанности и осмысления материала;
  • значимость и обоснованность выводов;
  • практическая значимость и (или) научная новизна исследования;
  • качество оформления (структура, наглядно-иллюстративный материал).

2.  Критерии оценки разработок путеводителя или эколого-краеведческого маршрута (тропы)

  • стиль изложения, выразительность; степень информативности описания;
  • использование комплексного, междисциплинарного подхода;
  • достоверность и уровень подачи сведений о природе;
  • достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;
  • оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);
  • качество картографического материала;
  • возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;
  • использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.

3.  Критерии оценки публицистического произведения

  • компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
  • наличие и уместность комплексного взгляда на проблему;
  • актуальность поднятой проблемы;
  • оригинальность концепции и изложения;
  • глубина осмысления темы;
  • информативность;
  • адекватность содержания поставленной проблеме, внутренняя логика;
  • стилистическая грамотность; образность, характер детализации.

4. Критерии оценок работ по номинациям «Традиционная культура»

  • соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, информативность;
  • объем и глубина проработки изученного материала;
  • наличие и уместность комплексного взгляда на традицию;
  • соотнесение представленного материала с традициями изучаемого региона;
  • знание истории возникновения традиции (промысла, использования предметов);
  • техника исполнения предмета или произведения;
  • полнота и точность воспроизведения;
  • соответствие стилю, композиции и символике;
  • качество оформления материалов:
  • фотографии – качество и композиционное решение;
  • видеофрагменты – режиссура и операторская работа.

5. Критерии оценок работ по номинации «Живой символ малой родины»:

  • художественная выразительность и качество работ, оригинальность работ,
  • информативность, убедительность и художественность сопроводительного текста,
  • значимость объекта и обоснованность выбора,  научность представленного материала,
  • перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т. д.

 

  • Приложение 3

АНКЕТА-ЗАЯВКА

участника районного этапа Всероссийского конкурса

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА: ПРИРОДА, КУЛЬТУРА, ЭТНОС»

Название работы

Предполагаемая номинация

Фамилия, имя, отчество автора (полностью), год и дата рождения

Фамилия, имя, отчество руководителя работы (если имеется),

место работы, должность, звание, степень

Место учебы (школа, класс), адрес, индекс, телефон

Название образовательной организации, при котором выполнена работа, адрес, индекс, телефон

Название объединения учащихся

Домашний адрес, индекс, телефон, e-mail          

Согласие  на публикацию (ДА                   НЕТ) (нужное подчеркнуть)

 

С положением  Всероссийского конкурса «Моя малая родина, природа, культура, этнос»  ознакомлен и согласен.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» даю согласие на обработку, хранение и использование в течение 5 лет вышеперечисленных данных для составления списков участников конкурса, публикации списков на сайте  ГБОУ ДО РК «ЭБЦ», создания и отправки наградных документов Конкурса, использования в печатных презентационных и (или) методических материалах Конкурса, предоставления   в государственные  органы власти, для расчета статистики участия в Конкурсе, передачи их должностным лицам, осуществляющим процедуру экспертной оценки, включения в отчетные формы, предусмотренные регламентирующими документами, в том числе в итоговые ведомости ( протоколы жюри),  размещаемые на сайте и в других печатных материалах ГБОУ ДО РК «ЭБЦ».

Даю согласие  на использование моих конкурсных материалов для организации и проведения выстовок (с сохранением авторства конкурсных материалов), их использования в качестве демонстрационных материалов, в том числе с возможной публикацией на сайте ГБОУ ДО РК «ЭБЦ».

 

Настоящее согласие может быть отозвано мной в письменной форме.

 

Дата заполнения                   «             »                               20    г.

 

 Подпись автора работы________________________________  ________________

   ( представителя участника до 14 лет ( родителей или лиц заменяющих))                                    ФИО

 

Подпись руководителя работы___________________________ ___________________

                                                                                                                                                     ФИО

 

Наверх